ГОСТ Р 54264-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования

ГОСТ Р 54264-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования

Терминология ГОСТ Р 54264-2010: Воздушный транспорт. Система технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Методы и процедуры противообледенительной обработки самолетов. Общие требования оригинал документа:

3.1 активное образование инея (англ.: active frost): Образование инея на верхних поверхностях предметов в условиях ясной тихой погоды и радиационного охлаждения поверхностей предметов и земли при температуре окружающего воздуха, приближающейся к значению температуры точки росы.

Определения термина из разных документов: активное образование инея

3.2 аэродинамическая пригодность противообледенительной жидкости (или ее водного раствора): Свойство жидкости, нанесенной на поверхности самолета и содержащей выпавшие с момента ее нанесения осадки, сойти с этих поверхностей в процессе разбега самолета до точки его отрыва под воздействием только набегающего потока (скоростного напора) воздуха. Аэродинамическая пригодность противообледенительной жидкости обеспечивает реализацию концепции чистого самолета (см. термин) в условиях наземного обледенения. Является одним из двух (помимо времени защитного действия) главных свойств противообледенительных жидкостей. Если противообледенительная жидкость не может быть удалена набегающим потоком воздуха до точки отрыва (в том числе при отсутствии условий наземного обледенения), то нарушается концепция чистого самолета с ухудшением несущих свойств его аэродинамических поверхностей из-за наличия жидкости на этих поверхностях.

3.3 время защитного действия (англ.: holdover time): Ограниченный период времени, в течение которого противообледенительная жидкость (или ее водный раствор) способна предотвратить образование и накопление снежно-ледяных отложений на покрытых данной жидкостью поверхностях самолета в прогнозируемых условиях наземного обледенения. Отсчет времени ведется с момента начала защитного этапа (начало этапа при одноэтапной обработке или начала второго этапа при двухэтапной обработке). Является одним из двух (помимо аэродинамической пригодности) главных свойств противообледенительных жидкостей.

Определения термина из разных документов: время защитного действия

3.4 гелеобразные отложения: Высохшие и затем насыщенные водой остатки противообледенительных жидкостей II, III и IV типов. Образуются в аэродинамически застойных зонах и полостях самолетов, в которые могут попадать противообледенительные жидкости этих типов при обработках и в процессе взлета (при сходе жидкостей с поверхностей под воздействием скоростного напора воздуха) и откуда они не могут быть удалены набегающим потоком воздуха. При многократных противообледенительных обработках после последовательных высыханий в полетах (как и в лабораторных условиях) сухие остатки накапливаются и в дальнейшем, в случае приземления и нахождения самолета в условиях высокой влажности или дождя, могут гидратироваться, т. е. насыщаться водой с увеличением объема в сотни раз, превращаясь в гелеобразные отложения. В следующем полете такие отложения, имея сравнительно высокую температуру кристаллизации, могут замерзнуть и вызвать негативные последствия (затруднения в перемещениях подвижных элементов конструкции самолета, в том числе конечных выключателей и т. п.). Содержание сухих остатков составляют основы загустителей из состава противообледенительных жидкостей II, III и IV типов, придающих жидкостям неньютоновские свойства.

Определения термина из разных документов: гелеобразные отложения

3.5 главные свойства противообледенительных жидкостей: Свойства противообледенительных жидкостей, обеспечивающие безопасность и регулярность полетов в условиях наземного обледенения, - аэродинамическая пригодность и время защитного действия (эффективность).

Определения термина из разных документов: главные свойства противообледенительных жидкостей

3.6 град (англ.: hail): Твердые осадки, выпадающие в теплое время года из мощных кучево-дождевых облаков в виде кусочков плотного льда неправильной формы различных размеров (от 5 мм до нескольких сантиметров).

Определения термина из разных документов: град

3.7 дальность видимости: Расстояние, на котором днем исчезают признаки наблюдаемого объекта, а ночью становится неразличимым нефокусируемый источник света. Зависит от интенсивности осадков.

Определения термина из разных документов: дальность видимости

3.8 двухэтапная процедура противообледенительной обработки ВС: Противообледенительная защита ВС путем удаления накопившихся снежно-ледяных отложений с применением горячей воды или противообледенительной жидкости (или ее водного раствора) на первом этапе и нанесения на чистый самолет защитного слоя противообледенительной жидкости (или ее водного раствора) на втором этапе. Противообледенительные жидкости (ПОЖ), как правило, различны для разных этапов обработки.

Определения термина из разных документов: двухэтапная процедура противообледенительной обработки ВС

3.9 дождь или высокая влажность на переохлажденном крыле (иначе - топливное обледенение; англ.: rain on cold soaked wing): Процесс образования прозрачного льда в дождь или кристаллов льда и инея в условиях конденсации и сублимации атмосферной влаги на холодном крыле самолета с температурой ниже 0 °С, обусловленной наличием в крыльевых баках топлива с низкой отрицательной температурой после посадки или после заправки. Может реализовываться на верхней и на нижней поверхностях крыла при температурах окружающего воздуха от отрицательных значений и вплоть до плюс 15°С.

Определения термина из разных документов: дождь или высокая влажность на переохлажденном крыле

3.11 замерзающая морось (англ.: freezing drizzle): Переохлажденные капли воды с диаметром менее 0,5 мм, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе долгое время из-за малой скорости падения и замерзающие при соприкосновении с любой поверхностью на открытом воздухе при небольших отрицательных температурах.

Определения термина из разных документов: замерзающая морось

3.10 замерзающий дождь (англ.freezing rain): Дождь из переохлажденных капель воды диаметром более 0,5 мм, выпадающий, как правило, при небольших отрицательных температурах и замерзающий при соприкосновении с любой поверхностью на открытом воздухе.

Определения термина из разных документов: замерзающий дождь

3.12 замерзающий туман (англ.: freezing fog): Скопление переохлажденных капель воды диаметром менее 0,05 мм, взвешенных в воздухе при небольших отрицательных температурах и замерзающих при соприкосновении с любой поверхностью на открытом воздухе; может осаждаться в виде замерзающей мороси.

Определения термина из разных документов: замерзающий туман

3.13 защита от обледенения ВС (противообледенительная защита ВС; англ.: anti-icing): Процесс (процедуры), результатом которого (которых) является нанесение противообледенительной жидкости (или ее водного раствора) на чистые поверхности самолета и предотвращение таким образом образования и накопления снежно-ледяных отложений на ВС в течение ограниченного времени (holdover time) в прогнозируемых условиях наземного обледенения. Для защиты ВС в зависимости от условий применяются следующие жидкости:

a) Нагретая ПОЖ типа I с учетом ограничения на применение неразбавленной ПОЖ, обеспечивающего аэродинамическую пригодность жидкости.

b) Нагретый раствор воды и ПОЖ типа I.

c) Неразбавленная ПОЖ типа II или ее раствор с водой.

d) Неразбавленная ПОЖ типа III или ее раствор с водой.

e) Неразбавленная ПОЖ типа IV или ее раствор с водой.

Жидкости по перечислениям а) и Ь) должны быть нагреты так, чтобы на выходе из форсунки спецмашины их температура была не ниже 60 °С (верхний предел температуры жидкости ограничивается разработчиком самолета).

Жидкости по перечислениям с), d) и е) применяются, как правило, холодными (ненагретыми), но могут применяться и в нагретом виде.

Определения термина из разных документов: защита от обледенения ВС (противообледенительная защита ВС

3.14 изморозь зернистая (англ.: rime): Снеговидный рыхлый лед, состоящий из отдельных зерен и образуемый в результате замерзания переохлажденного тумана на поверхностях предметов при температурах от нуля и ниже градусов Цельсия.

Определения термина из разных документов: изморозь зернистая

3.15 иней (англ.: frost): Слой кристаллического льда, образующегося при переходе водяного пара, содержащегося в воздухе, в твердое состояние (сублимация) на верхних поверхностях предметов в результате их радиационного охлаждения до отрицательных температур, более низких, чем температура близлежащего слоя окружающего воздуха.

Определения термина из разных документов: иней

3.16 интервал времени между первым и вторым этапами двухэтапной обработки ВС: Лимитированное время от начала первого до начала второго этапа противообледенительной обработки ВС, длительность которого исключает замерзание жидкости (в т. ч. воды), использованной на первом этапе. Рекомендуемое время интервала для применяемых в настоящее время жидкостей и процедур обработки - не более 3-х минут.

3.17 концепция чистого самолета: Система положений, трактующая недопустимость взлета самолета при наличии на его несущих, управляющих и других поверхностях каких-либо загрязнений, в том числе снежно-ледяных отложений. Предусматривает полную очистку поверхностей перед взлетом и контроль состояния поверхностей самолета в условиях фактического или прогнозируемого обледенения вплоть до исполнительного старта. Является основополагающим системным принципом при разработке и реализации в авиапредприятиях и аэропортах организационно-технических и технологических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и регулярности полетов в условиях наземного обледенения. Концепция предусматривает необходимость очистки аэродинамически застойных зон и полостей самолета, в которые могут попадать противообледенительные жидкости и в дальнейшем образовывать гелеобразные отложения.

Определения термина из разных документов: концепция чистого самолета

3.18 критические поверхности (англ.: critical surfaces): Поверхности самолета, наиболее чувствительные в части ухудшения аэродинамических и тяговых характеристик самолета при наличии на них снежно-ледяных отложений (или иных загрязнений). Перечень критических поверхностей определяется разработчиком ВС. Эти поверхности, в числе других, должны быть полностью очищены перед взлетом и вплоть до исполнительного старта быть под контролем (как правило, по времени защитного действия противообледенительной жидкости, которой был обработан самолет) со стороны командира ВС в части их чистоты.

Определения термина из разных документов: критические поверхности

3.19 ледяная крупа (англ.: ice grain, ice pellets): Твердые осадки, выпадающие из облаков в виде частичек плотного льда, как правило белых, с прозрачной оболочкой, диаметром до 5 мм. Состоит из снежного ядра и оболочки из прозрачного льда. Выпадает при невысокой положительной температуре (несколько градусов выше 0 °С). Мелкая ледяная крупа (англ.: light ice pellets) - диаметром не более 3 мм. Средняя ледяная крупа (англ.: moderato ice pellets) - диаметром более 3 мм. Не следует смешивать с градом.

Определения термина из разных документов: ледяная крупа

3.20 ледяной дождь (англ.: light ice pellets): Мелкие прозрачные ледяные шарики диаметром 1-3 мм, образующиеся из капель дождя при прохождении ими слоя воздуха с отрицательной температурой.

Определения термина из разных документов: ледяной дождь

3.21 ливневые осадки: Осадки большой интенсивности и малой продолжительности, выпадающие из кучево-дождевых облаков как в капельно-жидком, так и в твердом виде (снег, крупа, град). Характеризуются быстрыми изменениями облачности, быстрым нарастанием интенсивности и ее резкими колебаниями, а также быстрым прекращением. Сопровождаются усилениями ветра с порывами и шквалами.

Определения термина из разных документов: ливневые осадки

3.22 мокрый снег: Снег, выпадающий при положительной, близкой к нулевой, температуре с частичным подтаиванием снежинок или с одновременным выпадением дождя.

3.23 морось (англ.: drizzle): Довольно равномерные осадки, состоящие исключительно из очень мелких капель воды с диаметром менее 0,5 мм, расположенных близко друг к другу, и находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе долгое время из-за малой скорости падения.

3.24 моросящие осадки: Общее название для мороси и ее твердых аналогов (мелкий снег, снежная крупа).

3.25 моросящий туман: Туман, капельки которого сливаются в более крупные капли мороси, оседающей на верхних поверхностях предметов.

3.26 наземное обледенение ВС: Образование и накопление на внешних поверхностях снежно-ледяных отложений при нахождении ВС на земле.

3.27 неньютоновская жидкость: Жидкость, в которой сила сопротивления к сдвигу (или вязкость) уменьшается при возрастании силы сдвига. Значения динамической вязкости неньютоновских жидкостей, измеряемые на вискозиметре, зависят только от скорости вращения шпинделя. Противообледенительные жидкости типа II, III и IV обладают неньютоновскими свойствами за счет введения в их состав специальных загустителей из длинномолекулярных органических соединений. Такие свойства обеспечивают, с одной стороны, значительную толщину слоя ПОЖ на поверхностях самолета после противообледенительной обработки и соответственно значительное время защитного действия, а с другой стороны - своевременное полное удаление ПОЖ с поверхностей ВС в процессе разбега (обеспечение концепции чистого ВС) под воздействием скоростного напора воздуха, все более «разжижающего» нанесенный слой ПОЖ по мере возрастания скорости.

3.28 обложные осадки: Длительные осадки равномерной интенсивности в виде дождя или снега, одновременно выпадающие на значительных площадях из слоисто-дождевых и высоко-слоистых облаков.

3.29 одноэтапная процедура противообледенительной обработки ВС: Процедура обработки самолета с применением одной (как правило, нагретой) противообледенительной жидкости (или ее водного раствора). Предусматривает как удаление снежно-ледяных отложений, так и обеспечение времени защитного действия в фактических и прогнозируемых условиях наземного обледенения или только удаление снежно-ледяных отложений без обеспечения времени защитного действия при отсутствии условий наземного обледенения. В процедуре могут быть использованы жидкости всех типов.

3.30 осадки: Атмосферная влага, выпадающая или оседающая на поверхности открытых предметов в виде жидкой или твердой фазы в зависимости от температурных процессов в различных слоях атмосферы и количества влаги в соответствующих слоях.

3.31 переохлажденная капля воды: Капля воды дождя (диаметром более 0,5 мм), мороси (диаметром менее 0,5 мм) или тумана (диаметром менее 0,06 мм), находящаяся в воздухе с отрицательной температурой, отдавшая значительную часть скрытой теплоты фазового перехода из жидкого в твердое состояние и замерзающая при соприкосновении с любой поверхностью на открытом воздухе.

3.32 предварительная обработка ВС: Обработка поверхностей самолета для предотвращения интенсивного образования снежно-ледяных отложений на поверхностях ВС в период стоянки не земле; производится обычно сразу после прибытия самолета.

3.33 прозрачный лед: образуемый на крыле при температурах наружного воздуха вплоть до + 15 °С лед при условии температуры крыла ниже 0 °С из-за наличия в крыльевых баках большого количества холодного топлива. Прозрачный лед может образоваться на нижней и верхней поверхностях крыла самолета при открытом воздействии высокой влажности и осадков (дождь, морось, туман).

3.34 противообледенительная защита (ПОЗ): (англ.: anti-icing) Процесс (процедуры), результатом которого (которых) является нанесение противообледенительной жидкости (или ее водного раствора) на чистые поверхности самолета и предотвращение таким образом образования и накопления снежно-ледяных отложений на ВС в течение ограниченного времени (holdover time) в прогнозируемых условиях наземного обледенения.

3.35 противообледенительная обработка (ПОО): Обработка самолета противообледенительными жидкостями с целью удаления СЛО и/или защиты поверхностей самолета от наземного обледенения на ограниченный период времени (время защитного действия применяемой жидкости). ПОО самолета может проводиться по технологии одно- или двухэтапной обработки.

3.36 противообледенительные жидкости (ПОЖ): (англ.: de-/anti-icing fluids): Низкозамерзающие жидкости на основе гликолей (этиленгликоля, пропиленгликоля) или на негликолевой основе, созданные для противообледенительных обработок самолетов в целях обеспечения регулярности и безопасности полетов в условиях наземного обледенения. Подразделяются на жидкости первого типа (жидкости ньютоновского типа) и жидкости второго, третьего и четвертого типов (неньютоновские жидкости). Состав жидкостей I типа включает в себя один из видов гликоля, антикоррозийные присадки и поверхностно-активные вещества для обеспечения достаточных смачивающих свойств. В состав жидкостей II ¸ IV типов дополнительно входит длинномолекулярный органический загуститель, придающий этим жидкостям неньютоновские свойства. Характеристики ПОЖ I типа представлены в международном стандарте ISO 11075, а также в спецификации AMS 1424 международной общественной организации инженеров SAE. Характеристики ПОЖ II ¸IV типов представлены в стандарте ISO 11076 и в спецификации SAEAMS 1428. Время защитного действия для ПОЖ I типа не превышает двух десятков минут, для ПОЖ II ¸ IV типов может составлять от десятков минут до нескольких часов в зависимости от интенсивности обледенения. ПОЖ типа I испытываются и одобряются, как правило, для самолетов со скоростью начала подъема передней стойки на взлете (Vr)не менее 120 км/час. ПОЖ II и IV типов применяются только для самолетов, скорость Vrу которых не менее 185 км/час. ПОЖ III типа специально разработаны и применяются для низкоскоростных самолетов (Vr не менее 120 км/час).

Определения термина из разных документов: мокрый снег

3.37 радиационное охлаждение: Понижение температуры земной поверхности и предметов за счет теплового излучения (т.е. температурной или тепловой радиации) в ультрафиолетовой, видимой и инфракрасной областях длин волн. Реализуется, как правило, в тихие ясные ночи в отсутствие других значимых теплообменных процессов в атмосфере (турбулентный перенос тепла, теплообмен фазовых переходов воды) и при отсутствии (или недостатке в дневные часы зимой) притока солнечного излучения. При этом расходная часть радиационного баланса атмосферы - уходящая в космос радиация земной поверхности (предметов) и самой атмосферы становится превалирующей величиной в этом балансе и приводит к тому, что температура поверхностей предметов на земле и земли опускается ниже температуры близлежащего слоя окружающего воздуха.

Определения термина из разных документов: радиационное охлаждение

3.38 слякоть (англ.: slash): Насыщенный водой снег, который при резком нажатии разбрызгивается.

Определения термина из разных документов: слякоть

3.39 снег (англ.: snow): Осадки в виде ледяных кристаллов, часто узорчатых в форме шестиконечных звездочек, или в виде зерен неправильной округлой формы с диаметром не более 1 мм. Кристаллы могут быть отдельными или образовывать снежные хлопья.

Определения термина из разных документов: снег

3.40 снежная крупа (англ.: snow grain): Матово-белые снегоподобные крупинки неправильной округлой формы размером от 1 до 15 мм, выпадающие чаще всего из кучево-дождевых облаков при температурах около 0 °С. Отличаются от снежинок отсутствием различимой кристаллической основы.

Определения термина из разных документов: снежная крупа

3.41 снежно-ледяные отложения на поверхностях ВС (СЛО) (англ.: snow, ice, slush, ice pellets): Выпавшие и накопленные на поверхностях ВС осадки в виде замерзающих дождя и мороси, снега, снежной и ледяной крупы, снежных зерен, града, ледяного дождя или выделившиеся непосредственно из водяного пара, содержащегося в воздухе, иней, твердый налет, изморозь.

Определения термина из разных документов: снежно-ледяные отложения на поверхностях ВС (СЛО)

3.42 температурный запас: Нормативная разница (нормативное превышение) между температурой окружающего воздуха (температурой применения ПОЖ) и температурой замерзания применяемой ПОЖ (раствора ПОЖ). Служит для гарантированного предупреждения замерзания жидкости, нанесенной на самолет, на этапах от обработки до завершения взлета, а также для компенсации систематических ошибокпри выборе и приготовлении жидкости (раствора) к применению. В настоящее время значения температурного запаса составляют 10 °С для ПОЖ I типа и 7 °С для ПОЖ II ¸IV типов.

Определения термина из разных документов: температурный запас

3.43 температурный предел аэродинамической пригодности противообледенительной жидкости или ее водного раствора: Наинизшая температура окружающего воздуха, при которой данная противообледенительная жидкость (или ее раствор) будет удалена набегающим потоком воздуха с поверхностей самолета в процессе разбега.

3.44 температурный предел применения: Наинизшая температура окружающего воздуха, при которой допустимо применение данной противообледенительной жидкости или ее водного раствора для:

- первого этапа двухэтапной обработки,

- второго этапа двухэтапной обработки или для одноэтапной обработки самолетов (англ. LOUT). Температурный предел применения ПОЖ для первого этапа двухэтапной обработки на 3 °С ниже

температуры начала кристаллизации ПОЖ (раствора ПОЖ), применяемых в горячем виде.

Температурный предел применения ПОЖ для второго этапа двухэтапной обработки или для одно-этапной обработки выбирается как максимальное значение из двух величин:

- температурного предела аэродинамической пригодности,

- температуры замерзания ПОЖ, увеличенной на величину температурного запаса.

Определения термина из разных документов: температурный предел применения

3.45 туман: Скопление продуктов конденсации (капель или кристаллов или тех и других вместе), взвешенных в воздухе непосредственно над поверхностью земли и вызывающих уменьшение дальности видимости (менее 1 км).

Определения термина из разных документов: туман

3.46 удаление СЛО (англ.: de-icing): Процесс удаления снежно-ледяных отложений с поверхностей самолета в целях реализации концепции чистого самолета. Для удаления СЛО в зависимости от условий применяются следующие жидкости:

а) Нагретая вода.

b) Нагретая ПОЖ типа I с учетом ограничения на применение неразбавленной ПОЖ, обеспечивающего аэродинамическую пригодность жидкости.

c) Нагретый раствор воды и ПОЖ типа I.

d) Нагретые неразбавленная ПОЖ типа II или ее раствор с водой.

e) Нагретые неразбавленная ПОЖ типа III или ее раствор с водой.

f) Нагретые неразбавленная ПОЖ типа IV или ее раствор с водой. Жидкости следует применять нагретыми для эффективного удаления СЛО.

Определения термина из разных документов: удаление СЛО

3.47 условия наземного обледенения (англ.: conditions of icing): Погодные условия, обуславливающие образование и накопление на поверхностях земли и предметах снежно-ледяных отложений.

Определения термина из разных документов: условия наземного обледенения

3.48 эффективность противообледенительной жидкости: То же, что и время защитного действия. Термин используется, как правило, при оценке защитных свойств ПОЖ в лабораторных условиях.

Определения термина из разных документов: эффективность противообледенительной жидкости

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»